Бытует стереотип, что для зарядки электрокара или подсоединяемого гибрида нужны особые и дорогие зарядные устройства, современная электросеть с большим запасом мощности и другие вещи, которых «у нас в Украине еще нет». Все это глупости.
Главным преимуществом электрокаров является возможность заряжать их в любом месте, где есть обычная бытовая электросеть. Большинство таких авто приспособлены для зарядки двумя способами: переменным или постоянным током. Последний предназначен для подключения к станциям быстрой зарядки вроде CHAdeMO , Которых в Украине действительно пока нет. Итак, большинство этой статьи будет посвящена «медленным» зарядки.
Домашняя работа
Наполнение тяговой батареи переменным током требует наличия зарядного устройства, встроенного в каждый электрокар. Большинство электрических авто заряжаются устройством мощностью 3,3 кВт. Это не так и много. К примеру, мощность хорошего электрочайника может составлять 2,2-2,4 кВт.
Самый простой и наиболее распространенный способ зарядки электрического авто - в гараже от обычной розетки
Стандартная розетка бытовой электросети выдает 220/230 Вольт, 16 Ампер. Соответственно, она позволяет безопасно подключать приборы мощностью до 3,5 кВт. Наш электрокар вплотную вписывается в этот лимит.
У некоторых людей возникнет вопрос: а что делать, если я живу в селе, где апгрейд электросети не делали со времен ее прокладки? Старые советские стандарты 1960-х ограничивали мощность бытовой сети отдельного помещения на уровне 5 кВт. В современных квартирах и частных домах эта планка поднята до 15 кВт. Итак, электрокар можно заряжать даже на даче с доисторической электросетью.
Фирменный зарядное шнур для электрокаров Renault. Согласитесь, мало отличается от зарядки для ноутбука
типы зарядки
Последний вопрос, который надо прояснить перед стартом домашней зарядки электрокара: нужен специальный шнур? Да, нужен. Он обязательно входит в комплект с автомобилем и выглядит как зарядное устройство к немаленького ноутбука. Кроме собственно зарядки, он следит за процессом «заливки» батареи и имеет соответствующую защиту в случае критических ситуаций (то есть встроенные предохранители).
Наконец, можно начинать заряжаться. В общем различают четыре режима «заправки» электромобиля (в англоязычной терминологии Mode). Американская классификация способов зарядки проще и содержит только три уровня (Levels): обычная домашняя розетка, специальная домашняя розетка с мощным током и быстрозарядное публичная станция.
Mode 1 - наиболее базовый. Это зарядка переменным током от бытовой сети, когда в обычную розетку включается кабель без дополнительных защитных устройств. Он не гарантирует безопасности в случае перегрева кабеля / розетки или короткого замыкания, поэтому не используется в современных электромобилях. Время зарядки стандартного электрокара с батареей в 20-25 кВт * ч составляет 6-8 часов.
Mode 2 - то же самое, что и первый вариант, но с применением фирменного кабеля с защитой. Он следит за тем, чтобы не было короткого замыкания или перегрева кабеля, с помощью примитивных световых индикаторов информирует о процессе заряда. В отличие от зарядных устройств, скажем, ноутбуков, способных работать в диапазоне напряжения 100-240 Вольт, автомобильные зарядки рассчитаны или на Европу (220/230 Вольт), либо на США (120 Вольт). Если ты купил в Штатах Nissan Leaf с американской зарядкой, тебе придется поменять ее на европейскую.
Одна из публичных зарядных станций для электрокаров производства украинской компании E-Line . Она объединяет все возможные варианты зарядки переменным током от медленного к максимально быстрому
Mode 3 - зарядка переменным током повышенной мощности с использованием отдельной розетки, которая по сути является специальной зарядной станцией. Она имеет необходимую защиту, следит за процессом заряда, а подключение авто осуществляется через встроенный в нее кабель с соответствующим конкретном электрокара разъемом. Розетка типа Mode 3 может быть установлена в любом месте - дома, в офисе, на улице. Конечно же, это должен делать профессиональный электрик. В зависимости от типа использованного кабеля (однофазного или трехфазного), зарядка может выдавать от 7,2 до 43 кВт. Соответственно, время «заправки» стандартного современного электрокара составит от 4:00 до несколько минут.
Кстати, подобные станции - домашние и публичные - производит украинская компания E-line . Именно такая зарядка была установлена недавно вблизи столичного ресторана «Прага» и ТРЦ «Арт Мол» .
Чтобы воспользоваться такой электрозаправках, нужно приложить карту доступа (выдается администрацией компании, на территории которого установлена станция). Сейчас все публичные зарядные станции в Украине являются бесплатными
Наконец, Mode 4 - самый быстрый на данный момент способ зарядки электрокара. В отличие от предыдущих вариантов, здесь используется постоянный ток. Популярный японский стандарт зарядной станции CHAdeMO выдает до 62,5 кВт энергии, что позволяет зарядить аккумулятор стандартного электрокара за 20-30 мин. Тесла оснащает свои автомобили большими по емкости батареями (60 или 85 кВт * ч) и использует свой способ быстрой зарядки. Фирменные станции Tesla Supercharger выдают 135 кВт электроэнергии.
Зарядка способом Mode 4 имеет свою особенность: по факту аккумулятор быстро наполняется лишь на 80%, остальные 20% емкости заливаются очень медленно. Это сделано для того, чтобы не повредить тяговую батарею.
Быстрозарядное станций для электрокаров в Украине, к сожалению, пока нет. Они достаточно дорогие (от $ 15-20 тыс) и требуют серьезной подготовки электросети. Во дворе собственного дома такую заправку не поставишь. Тем не менее, уже в следующем году Tesla Motors планирует открыть две фирменные станции во Львове и Киеве.
У некоторых людей возникнет вопрос: а что делать, если я живу в селе, где апгрейд электросети не делали со времен ее прокладки?